Казалось бы, тема закрыта, за горожан все уже решили, но они не сдаются.
С осени прошлого года тянется история с намерением подмосковных властей объединить отдельно взятые наукограды Пущино и Протвино с Серпуховом в один Большой Серпухов, который станет едва ли не новой Силиконово-Кремниевой Долиной (мало нам Сколково!)
При этом никаких объяснений, оправдывающих столь радикальные преобразования, не последовало. Не исключено, что это объединение, которое может лишить Протвино и Пущино статуса наукоградов, обернется для них уничтожением научного потенциала, прекратит дополнительное финансирование, жизненно важное для существования городов, исследовательских центров, привлечения в них молодых научных кадров. При том, что деньги на новый проект «Большой Серпухов» выделяться, несомненно, будут, и немалые, это ж стратегическая тема суверенной российской науки, десятилетие которой недавно объявил Путин, но вот куда эти средства уйдут и дойдут ли до назначения… И с какой целью нужно уничтожать то, что уже работает, ради каких-то будущих Нью-Васюков?
Я никогда не видела, чтобы суд был так набит до отказа неравнодушными. И чтобы даже охрана подглядывала на находившихся тут с сочувствием.
«Где и когда ещё могут встретиться столько добрых людей, объединённых общим взглядом на происходящее? Не хватало только чая с тортиком», - шутят горожане. А что ещё остаётся? Они пришли сюда, чтобы доказать, что публичные слушания 12 января 2023, на которых якобы и было принято это судьбоносное решение, проводились с серьёзными косяками.
«Серпуховской совет депутатов инициировал проведение слушаний в Пущино, хотя не имел права этого делать. А жителям Пущино, наоборот, запретили референдум, который мы хотели провести. Сослались, что этот вопрос не того уровня, чтобы его выносить на референдум. Но это касается всех нас непосредственно, как же он может быть не того уровня? - возмущается основной истец Ирина Попова.
Как рассказывает общественники, пришло порядка 200 человек, а в зал пустили очень немного - может быть 20-40, подавляющее большинство из них были сотрудники администрации. Причём в здание администрации, где они проходили, пускали чуть ли не по дресс-коду на благонадежность. Остальных горожан отправили в зал соседней школы смотреть видео трансляция. «Кому-то говорили, что человека нет в каком-то списке, кому-то, что все места уже заняты...».
Пущинцы категорически не согласны с тем, что на этом формальном собрании была решена судьба их наукограда. Даже несмотря на то, что областные депутаты уже приняли решение об объединении. Однако, уверены истцы, если доказать, что публичные слушания проводились с нарушениями, то можно все вернуть к начальной точке.
Заседание суда началось с опозданием на 1,5 часа. Коридоры были переполнены - казалось, если уж не весь город, то самые активные горожане точно сегодня здесь. Помимо главной истицы, было ещё порядка 40 соистцов. Все они - сотрудники научных учреждений.
Само заседание в итоге продлилось два с лишним часа. И, собственно говоря, ничего на нем решено не было. Однако представители городской власти добились того, чтобы запретить видеосъёмку на открытом судебном слушании. Причина очень странная: мало ли что вы там наснимаете и в каком виде выложите. «Но если вам нечего скрывать и вы стоите за правду, у вас есть аргументы и доказательства, то почему вы не хотите, чтобы это было показано?» - подлавливают на противоречиях своих оппонентов активисты. Те парируют: «А вдруг опубликуют что-то, что нарушит наши права - например, конфиденциальные данные?».
Судья принимает решение съемку запретить. На этом все.
Самое интересное, это когда соистцы вставали и представлялись судье – фамилия, имя, отчество, место работы, дата и место рождения. География - от Грузии до Дальнего Востока. Почти весь Советский Союз.
Понятно, что когда-то, будучи молодыми специалистами, люди приехали двигать отечественную науку вперёд, и вот сейчас не готовы поступиться принципами и, по их выражению, «отдать город на откуп чиновникам и дельцам». Они понимают, что дальше отступать некуда. Здесь представлена словно маленькая модель всего российского общества, крайне атомизированного, разобщенного. Это наша беда. Проще молчать или бежать, чем сплотиться.
И только когда, видимо, совсем припрет, когда отнимают самое дорогое, что у них есть, люди не выдерживают и начинают отставить свои права. Хочется верить, что они смогут добиться справедливости.