Справка «МК». «РТ-Инвест» - крупнейший региональный оператор по обращению с отходами в Московской области. Он обслуживает три из семи кластеров, на которые поделен регион: Рузский, Каширский и Сергиево-Посадский. Общий объем перерабатываемых им отходов превышает 2 млн тонн в год – это более 60% от всего мусора, собираемого в регионе. Также компании принадлежат четыре комплекса по переработке отходов, где ежегодно сортируется 1,5 млн тонн ТКО.
В правительстве Московской области предстоящую правовую реорганизацию в системе обращения твердых коммунальных отходов объясняют желанием поднять качество услуги. С качеством в сфере обращения ТКО в последнее время, действительно, дела обстоят не очень хорошо. Подмосковье в последние месяцы утонуло в мусоре. Во многих муниципалитетах его стали вывозить от силы раз в неделю, площадки для сбора мусора, завалены мешками с отходами, их разрывают птицы и бездомные собаки, подмосковные дворы заполонили крысы.
У компании «РТ-Инвест» свои мотивы для сделки: регоператор хочет сосредоточиться на строительстве мусоросжигательных заводов, запуск которые уже не раз переносился то из-за пандемии, то из-за антироссийских санкций. Однако эксперты считают, что компания просто желает избавиться от токсичного (во всех отношениях) актива, который, как чемодан без ручки, и бросить жалко, и нести дальше нет сил.
«Во всех цивилизованных странах мира сфера обращения ТКО – очень прибыльный бизнес. Потому что там до 80% отходов идет в переработку. А у нас, дай бог, чтобы хоть 20 шло в дело. Сами мусорщики признаются, что способны отделять на своих комплексах по сортировке отходов только органику, которую потом используют для компоста. Все остальное, как и раньше, идет в захоронение или в печку. Думаю, что компании, которым удалось заняться этим бизнесом в самом начале мусорной реформы, сняли совсем неплохие сливки. Тут вам и тарифы на обращение ТКО, которые резко повысили для населения, и бюджетные вливания на развитие материально-технической базы этой индустрии. А главное в первые годы от регоператоров ничего особенного не требовалось – нужно было лишь закупить достаточное количество машин для перевозчиков, да наладить логистику. А вот теперь, когда пришло время спросить с них, что же они реально сделали за это время, товарищи решили быстренько сбросить с себя ответственность за накопившиеся горы проблем. Никакой революции в обращении с мусором, о которых нам столько говорили власти Подмосковья, не случилось.», - комментирует экономист Игорь Рублев.